На следующую кампанию Северному флоту обещали подкрепление противолодочными
кораблями и самолетами. Вскоре флот получил свыше сотни самолетов, из США прибыли 7 тральщиков
и 9 больших охотников. Узнав, что катера пойдут через океан своим ходом, старый моряк-американец
сказал: "Только железные люди способны идти осенью через океан на таких утлых, к тому же деревянных
суденышках".
Моряки-североморцы уже ранее на деревянных судах добивались успеха. Если до войны
считали, что в условиях Севера торпедным катерам действовать невозможно, то практика показала
ошибочность прежних взглядов. Начав с 2-х катеров, североморцы увеличили их численность до бригады.
Расположившись в базе недалеко от фронта, они по сигналу о появлении неприятеля срочно выходили,
невзирая на дурную погоду, и наносили неожиданные удары по конвоям противника. Со временем было
налажено взаимодействие катеров, подводных лодок и авиации в атаках на неприятельское судоходство.
Подводные лодки располагались на позициях вдоль неприятельского побережья и атаковали
вражеские конвои по информации, полученной от воздушной разведки. После атак подводников на конвой
нападали катерники и торпедоносная авиация. Эта тактика значительно увеличила эффективность действий
на коммуникациях. В ноябре — декабре 1943 года по настоятельному требованию Сталина возобновились
конвои союзников. Для обеспечения их безопасности советская авиация наносила удары по неприятельским
аэродромам, подводные лодки развертывались завесой у берегов Норвегии, а надводные корабли обеспечивали
непосредственную защиту.
К началу 1944 года Северный флот располагал 23 подводными лодками, лидером, 8 эсминцами,
20 сторожевыми кораблями, 14 торпедными катерами, 63 охотниками и сторожевыми катерами, 36 базовыми
и 40 катерами-тральщиками, 353 самолетами. В течение нескольких месяцев от отечественной промышленности
и из-за границы по "ленд-лизу" поступили корабли и самолеты, заметно увеличившие возможности флота.
Была даже сформирована эскадра из старых линкора, крейсера и эсминцев, полученных от союзников в счет
раздела итальянского флота. Боевую ценность эскадры Головко оценивал низко, а вот увеличение легких
сил его радовало.
Чтобы всегда быть в курсе событий, динамик радиосвязи был установлен в кабинете командующего
на флагманском командном пункте, и по нему Головко следил за боевыми действиями и знал многое раньше,
чем приходили донесения. Временами он и сам передавал указания по радио. По его предложению часть торпедных
катеров перебазировали к авиабазе в Пумманки, что позволило упростить взаимодействие летчиков и катерников.
В результате их действий резко усложнились условия для передвижения германских конвоев в Петсамо.
Германское командование попробовало нанести удар по советским и союзным конвоям, используя
новое оружие подводных лодок — "шнорхель" и акустические электроторпеды, наводящиеся на звук винтов
судна. Были потоплены несколько судов и эскортных кораблей, однако на ход боевых действий единичные
успехи повлиять не могли. План перевозок по арктическим трассам был успешно выполнен.
Осенью 1944 года, отмечая заслуги А. Г. Головко, его произвели в адмиралы. Это произошло
в те дни, когда флотоводец готовил операцию по освобождению Советского Заполярья.
В сентябре — декабре 1944 года войска Карельского фронта во взаимодействии с Северным
флотом развернули наступление по освобождению Печенгской области и части Северной Норвегии.
8 сентября в соответствии с замыслом наступления военный совет флота разослал дирек¬тиву. Следовало
содействовать наступлению 14-й армии для выхода на Петсамо (Печенгу). 29 сентября Главный морской
штаб прислал указание сформировать Печенгскую военно-морскую базу, но ее еще требовалось отбить
у врага. Северному оборонительному району следовало прорвать оборону противника на перешейке
полуострова Средний и отрезать пути отхода на Петсамо, а флоту для содействия наступлению — высадить
десанты в тылу противника.
6 октября Петсамо-Киркенесская операция была подготовлена и началась 7 октября. После
артподготовки 14-я армия перешла в наступление и продвинулась за день на 4–10 километров. Флот
сосредоточивал силы для десанта. В ночь на 9 октября Головко перешел из Полярного на вынос¬ной
пункт управления в Озерко. Ночью началось наступление морской пехоты. Первоначально был высажен
отвлекающий десант в районе мыса Пикшуев Мотовского залива. Позднее часть 63-й бригады морской
пехоты высадилась с быстроходных катеров на берегу залива Малая Волоковая для наступления во фланг
и тыл противника на Среднем и на Петсамо. Утром 10 октября действия десанта позволили перейти в
наступление 12-й бригаде морской пехоты, прорвать позиции врага на Мусту-Тунтури и заставить его
отступать.
Высадившийся с 63-й бригадой разведотряд И. П. Барченко-Емельянова прорвался на мыс
Крестовый при входе в гавань Лиинахамари перед Петсамо и захватил батареи, при поддержке авиации
отбил гитлеровские атаки. Это позволило до полуночи 12 октября выбросить десант с быстроходных
катеров непосредственно на причалы Лиинахамари. Совместными действиями частей морской пехоты 15
октября, Печенга была взята. После освобождения города Головко прибыл на катере в порт, где
сразу же начали развертывать военно-морскую базу.
17 октября авиация Северного флота нанесла несколько успешных ударов по неприятельскому
конвою, направлявшемуся для эвакуации войск противника. Подводники также атаковали немецкие суда с
войсками. 25 октября части Карельского фронта взяли штурмом Киркенес при поддерж¬ке десантов с моря
и вышли за государственную границу с Норвегией. За время операции 28 североморцев стали Героями
Советского Союза.
Весной по приказу Ставки начали отправлять по железной дороге катера на Тихий океан,
где Советский Союз готовился к началу войны с Японией. На севере основной проблемой стало траление
минных заграждений. После капитуляции Германии оставались несдавшиеся части и подводные лодки,
что заставляло быть настороже. Только 3 июня 1945 года Головко подписал приказ, переводивший корабли
и части на положение боеготовности мирного времени. Суда возвращались прежним владель¬цам, а плавание
гражданских судов разрешалось "без эскорта с сохранением мер противоминной обороны".
Большой любитель театра и литературы, А. Г. Головко помогал организовывать деятельность
местной труппы, способствовал работе писателей, а когда проявился талант матроса Л. Кербеля, он помог
ему реализоваться, заказав серию скульптурных портретов героев — моряков и летчиков. Ныне скульптор
Л.Кербель известен всей стране.
До 4 августа 1946 года Головко оставался во главе Северного флота. Затем его назначили
заместителем начальника, а с 19 февраля 1947 года — начальником Главного морского штаба и заместителем
Главнокомандую¬щего ВМФ. В 1950—1952 годах Головко — начальник Морского генераль¬ного штаба и 1-й
заместитель военно-морского министра. С 6 августа 1952 по 27 января 1956 года он командовал 4-м флотом
на Балтике, а позднее, до 24 ноября 1956 года — КБФ. Под его флагом флот совершал первые похо¬ды за
границу. Впоследствии Головко был первым заместителем Главно¬командующего ВМФ, депутатом Верховного
Совета СССР 2-го и 4-го созывов.
В должности первого заместителя Главнокомандующего Арсений Гри¬горьевич сохранил морскую
лихость и умение. Адмирал флота Г. М. Егоров вспоминал, что в шторм эсминец с Головко вошел в тесную
бухту и адмирал привычно перескочил на обледенелый катер, когда его палуба на мгновение сравнялась с
палубой эсминца. Любопытно, как во время войны, так и в 50-е годы флагман был, видимо, единственным,
кто носил на адмиральской форме матросский бушлат. Адмирал вел в ходе Великой Отечественной войны
дневник. Записи этого дневника легли в основу его мемуаров "Вместе с флотом", выпу¬щенных Воениздатом
в 1960 и 1979 годах.
Умер А. Г. Головко после тяжелой болезни сердца 17 мая 1962 года. Похоронили его в 43
ряду 1-го участка Новодевичьего кладбища-мемориала. Памятник на могиле выполнил Л. Кербель, Это
была самая большая благодарность за ту поддержку, которую скульптор получил в молодости от адмирала.
За добросовестную службу адмирал был награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного
Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, двумя орденами Красной Звезды
и многими медалями.
Сын адмирала Михаил пошел по стопам отца, стал морским офицером.
18 декабря 1962 года именем флотоводца назвали ракетный крейсер "Адмирал Головко"
(бывший "Доблестный").
Одним из немногих в СССР моряков, послуживших на всех флотах и
постоянных флотилиях и получивших опыт боевых действий в Испании, был Арсений
Григорьевич Головко, все годы Великой Отечественной войны командовавший Северным
флотом.
|