В составе Северного флота было 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика,
15 подводных лодок, 15 охотников за подводными лодками, другие суда и корабли; численно он
не уступал германским силам в портах Норвегии, но в любой момент противник мог подвести
подкрепления. Из 116 самолетов половину составляли старые машины; неприятель располагал
явным преимуществом в авиации. Именно авиация, как правило, становилась причиной гибели
кораблей и судов.
Неприятным сюрпризом явилось применение противником бомбежки с пикирования.
В 1941 году набеги совершали и германские эсминцы, которые потопили героически защищавшиеся
сторожевики — вооруженные траулеры "Пассат" и "Туман", гидрографическое судно "Мередиан"
и несколько других судов. В свою очередь, высылаемая в погоню авиация Северного флота
наносила повреждения неприятельским кораблям.
Наступление, предпринятое немцами в сентябре, также не увенча¬лось успехом.
Флот вновь отправил на сушу добровольцев, которые помогли удержать линию фронта. Правда,
гитлеровцам удалось продвинуться к берегу Мотовского залива и установить батареи,
которые обстреливали суда, снабжавшие обороняющихся. Однако при поддержке авиации
снабжение не прекращалось, и к зиме германским войскам пришлось остановиться, не
дойдя до Мурманска.
Подводники Северного флота в начале войны не добивались резуль¬татов,
пока не была отработана тактика торпедных и артиллерийских атак, минных постановок.
Несмотря на текучку, командующий оставлял время для анализа неудач. Дневник военного
времени отражал раздумья:
"Надо снова продумать всю боевую работу наших лодок. Надо осмотреться,
возможно, многое упускаем, что немцы предприняли какие-то меры ПЛО, которые мы не
установили, — это ясно. Надо разгадать, какие именно. Боюсь, что тут мины. Глубины
позволяют ставить мины у всего побережья. В некоторых местах мины нужны
специальные — глубоководные, но все же постановка возможна. Если ориентироваться
на мины, то вдоль все¬го норвежского побережья нельзя плавать. Проще говоря, тогда
надо отказаться от боевых действий. Это невозможно. Ведь немцы-то плавают. Стало
быть, и нам надо продумать свои действия, просмотреть, изучить пути, по которым
ходят корабли противника. И ходить теми же самыми путями".
Со временем, кроме проводки конвоев вдоль своих берегов, в том числе
и по Северному морскому пути, флоту пришлось взять на себя охрану внешних конвоев,
прибывавших из-за границы с грузами для Советского Союза. Летом — осенью конвои
шли на Архангельск. Однако порт замерзал, и пришлось избрать Мурманск. Первый
конвой из 9 судов прибыл 12 января 1942 года. Так как в начале войны из порта
оборудование вывезли и подготовки к приему судов не вели, выгрузка еще не была
завершена, а 17 января прибыл второй конвой. Тогда же появились первые суда,
получившие попадания торпед с немецких подводных лодок. Кроме подлодок, германское
командование перебросило в порты Норвегии тяжелые кораб¬ли, которые использовало
против конвоев зимней ночью.
Северный флот располагал небольшими силами. Тем не менее в своей зоне
ответственности он обеспечивал безопасность конвоев как надводными и подводными
силами, так и авиацией.
Весной и в начале лета 1942 года конвои продолжали курсировать. Не раз советские
моряки вместе с англичанами вступали в бой с неприятельскими кораблями и самолетами,
заранее наносили удары по неприятельским базам и самолетам с воздуха.
Удивляясь, как легко союзники принимают решение затапливать суда с
грузами для Советского Союза, получившие повреждения, Головко в дневнике привел
пример с транспортом "Старый большевик", который после бомбежки отстал от конвоя,
погасил пожар, исправил повреждения и дошел до порта, и написал:
"Что же, да послужит этот факт примером всем в союзных конвоях. Ибо
он красноречиво отвергает инструкцию об уничтожении поврежденных транспортных
судов. Не уничтожать, а защищать, отстаивать и спасать — вот чем следует
руководствоваться в своих действиях каждому, кто назвался союзником в совместной
борьбе".
В июле 1942 года конвой PQ-17 был обнаружен неприятелем и понес
значительные потери. В большей части они стали следствием того, что под угрозой
появления линкора "Тирпиц" английское командование приказало отойти охране конвоя,
а судам следовать поодиночке. Многие беззащитные суда стали жертвами авиации и
подводных лодок. Советские моряки сделали все возможное, чтобы спасти торговые суда
и их моряков. Но английскому правительству этот случай послужил предлогом для
прекращения конвоев в самые тяжелые дни боев на советско-германском фронте. Головко
считал, что союзники специально позволили германским кораблям прорваться из
французских портов на север, чтобы устранить их угрозу коммуникациям в Атлантике.
Летом, пользуясь тем, что Северный флот занимался поиском рассеянных
судов PQ-17, германское командование направило подводные лодки для действий на
советских коммуникациях в Арктике. Они обстреливали полярные станции на Новой Земле,
затопили несколько судов. Еще большей угрозой стал «карманный» линкор "Адмирал Шеер",
который пытался прорваться в Карское море для истребления конвоев, но после боя с
"Сибиряковым" и защитниками острова Диксон отказался от дальнейшего крейсерства и
ушел раньше, чем авиация и подводные лодки смогли его атаковать.
К приходу первого осеннего конвоя PQ-18 командование Северного флота
приготовилось заранее, развернув на позициях подводные лодки и нанося удары по базам
и конвоям противника. В результате принятых мер из 13 погибших судов только одно
приходилось на зону ответственности Северного флота. 18 сентября 1942 года в бою у
Канина Носа советские моряки вместе с союзниками отразили атаки бомбардировщиков и
торпедоносцев, истребив 15 машин. 19 сентября Головко записал в дневнике:
"Конвой PQ-18 прибыл к месту назначения — на Северодвинский рейд.
Из 40 транспортных судов достигли конечного пункта 27. Потеряны: до начала
сопровождения нашими кораблями— 12 транспортов, из них 9 были лишь подорваны
торпедоносцами и подводными лодками против¬ника, но добиты и уничтожены эскортными
кораблями; в операционной зоне Северного флота — один транспорт, также добитый
английским эскортным кораблем. Цифры сами говорят за себя...
Два с половиной часа боя у Канина Носа окончательно решили судьбу конвоя.
Вечерний налет бомбардировщиков, когда конвои транспортов уже стоял на Мудьюгском рейде,
не помог противнику. 24 "юнкерса" были встречены нашими истребителями и в беспорядке
сбросили бомбы в воду. Не пострадало ни одно из транспортных судов. Противник потерял
два самолета".
14 октября командующий встречал лидер "Баку" и эсминцы "Разумный" и "Разъяренный",
которые пришли из Тихого океана по Северному морскому пути. Так исполнилась мечта С. О. Макарова
и других русских флотоводцев о возможности маневра силами между морскими театрами России в
дни войны. Прибывшие корабли оказались необходимым подкреплением. В январе — марте 1943 года
на Северный флот пришли с Тихого океана 5 подводных лодок, обогнув половину земного шара.
Подводники сразу включились в боевые действия. Сушкин, к примеру, успешно применял тактику
торпедного залпа сразу по двум целям. Успешно действовали и другие тихоокеанцы. В то же время
то одна, то другая лодка не возвращалась из похода.
За 9 месяцев 1943 года Северный флот совершил несколько ударов эсминцами и катерами
по коммуникациям противника, постоянно дежу¬рили на позициях подводники, авиация завоевала
господство в воздухе на морских коммуникациях противника, а сухопутный фронт окончательно
стабилизировался. Однако после того, как весной 1943 года союзники вновь прекратили посылать
конвои и грузы доставляли одиночные суда, для их обеспечения пришлось распылить силы флота.
Воспользовавшись этим, германские подводники прорвались в Карское море, ставили мины и
действовали торпедами. Так как организация движения судов в этом районе оставляла желать
лучшего, командующий Северным флотом добился упорядо¬чения судоходства, что позволило представлять
себе положение судов и организовать их защиту. В частности, посланная к мысу Желания
(остров Новая Земля) подводная лодка "С-101" капитана 3-го ранга П. И. Егорова обнаружила
и потопила германскую субмарину "U-639".
Летом 1943 года Северный флот организовал переход группы речных судов из устья
Печоры к устью Оби, вывод нескольких групп судов из Арктики в Белое море почти без потерь.
Однако в Арктике флот не располагал достаточным числом самолетов и противолодочных кораблей.
10 ок¬тября 1943 года Головко вызвали в Ставку, чтобы обсудить предложения по выводу
транспортных судов из Арктики и причины гибели судов в Карском море. Командующий объяснил
те трудности, с которыми встречается флот в сохранении коммуникаций, особенно после прекращения
движения союзных конвоев, и предложил оставить транспортные суда в Арктике на зимовку, выведя
только ледоколы.
|