Адмирал А.Г. Головко

Автор: к.в.н., капитан 1 ранга Пивовар Г.В.

на главную
назад 1 страница из 3 страниц вперёд

    Одним из немногих в СССР моряков, послуживших на всех флотах и постоянных флотилиях и получивших опыт боевых действий в Испании, был Арсений Григорьевич Головко, все годы Великой Отечественной войны командовавший Северным флотом.

   Сын казака-ветфельдшера и крестьянки, Арсений Головко родился 23 июня 1906 года в станице Прохладная на Северном Кавказе и вырос в семье, где было 7 детей. В 1920 году юноша вступил в комсомол, 2 года занимался на рабфаке в Ростове-на-Дону, подрабатывал в порту, затем поехал в Москву, учился в Сельскохозяйственной академии. им. Тимирязева.

   В 1925 году Головко по комсомольскому набору направили на флот. Начинал он матросом на Балтике. Вскоре способного молодого моряка послали учиться. В 1928 году Арсений закончил Военно-морское училище и служил на кораблях. Он быстро продвигался по служебной лестнице: 1928 год — вахтенный командир на эсминце "Фрунзе" (Черноморский флот), ноябрь 1929 года — штурман группы канонерских лодок (Каспийская флотилия); в мае 1931 года, после окончания курсов усовершенствования командного состава — дивизионный минер эскадренных миноносцев (Балтийский флот), еще через 10 месяцев — преподаватель курсов командного состава ВМС РККА.

   На берегу моряк оставался недолго. Весной 1932 года его направили флагманским минером бригады траления и заграждения тогда еще молодого Тихоокеанского флота. С января 1933 по август 1936 года Головко служил начальником штаба отряда торпедных катеров особого назначения, начальником штаба и командиром бригады торпедных катеров. Вместе с товарищем по училищу А. В. Кузьминым он проводил эксперименты по эффективному использованию торпедных катеров, был сторонником ночных атак и однажды на учениях флота незаметно проскочил в бухту Золотой Рог.

   В 1936 году будущего флотоводца направили учиться в Военно-морскую академию, но курс занятий пришлось неожиданно прервать. Шла война в Испании, советские специалисты помогали испанским республиканцам защищать страну от фашизма. С группой добровольцев в 1937 году А. Г: Головко направили в Испанию. Там он под именем Дон Симон Гарсия Галвис состоял советником начальника главной базы флота Картахены. Моряк участвовал в разработке планов операций, выходил в море встречать транспорты из СССР. Здесь будущий адмирал получил представление о действиях авиации, конвоях и другом, что ему позднее пригодилось как командующему флотом.

   В 1938 году вернувшегося с испанским опытом и окончившего академию моряка назначили командиром дивизиона миноносцев, недолго потом он побыл начальником штаба Северного флота. С 22 июля 1938 по 22 апреля 1939 года А. Г. Головко командовал Каспийской, а с июля 1939 по июль года — Амурской флотилией. 26 июля 1940 года его назначили командующим Северным флотом. 7 августа 1940 года А Г. Головко принял флот.

   Меньше года было у молодого флагмана, чтобы исправить накопившиеся недостатки. Для поднятия боеспособности командующий поставил на ремонт максимальное количество кораблей, а командирам остальных предписал готовить экипажи по-боевому, без условностей, в любую погоду. Береговым артиллеристам следовало бороться за первый залп, тылу — обеспечивать всем необходимым самые отдаленные точки. Головко наладил взаимодействие с армией.

   Приходилось принимать неординарные решения. После гибели подводной лодки "Д-1" Головко, кроме строгого выговора, получил указание проводить учения на глубинах, не превышающих рабочей глубины погружений подводных лодок, но в Баренцевом море такой возможности не было. Чтобы не сорвать боевую подготовку, командующий рискнул игнорировать запрещение. К маю 1941 года подводники уже отрабатывали торпедные атаки.

   В мае 1941 года инспекция из наркомата отметила улучшения в жизни и работе на флоте, но посчитала его небоеспособным из-за того, что эсминцы еще оставались в ремонте. Однако через несколько недель напряженной работы и они вошли в строй. Добиваясь повышения боеспособности, командующий часто бывал в штормовых походах, наблюдая за становлением моряков. Напоминая слова С. О. Макарова: "Мало знать, нужно еще уметь. Уметь — это главное", он требовал от командиров умения верно оценивать обстановку, принимать смелые решения и действовать напористо, выход в море расценивал как школу войны.

   А война приближалась. Все чаще командующий получал известия о приготовлениях гитлеровских войск у границ. Уже 17 июня, когда немецкий самолет прошел над Полярным, Головко объявил на флоте оперативную готовность № 2. Ежедневно самолеты пересекали границу, боевые корабли накапливались в приграничных портах Финляндии и Норвегии. Головко ожидал нападения. Приказ наркома ВМФ перевести флот на оперативную готовность № 1 вечером 22 июня не застал его врасплох.

   В первые дни войны противник накапливал силы у границы, действуя с воздуха. Несмотря на превосходство неприятельской авиации в численности, самолеты флота наносили удары по аэродромам и портам противника, вступали в воздушные бои. Командующий отметил необычный случай, когда тихоходный разведчик МБР-2 атаковал "Юнкерc" и заставил его отступить. Б. Ф. Сафонов сбил первый самолет.

   Северный флот огнем береговых орудий обстреливал неприятельские суда на подходах к Петсамо. Батарея П. Ф. Космачева с полуострова Средний потопила за несколько минут сторожевой катер у Петсамо.

   Командование флота эвакуировало мирное население, перевозило подкрепление для армии. В связи с нехваткой эскортных судов и горючего для них Головко принял решение отправить скопившиеся свыше 155 торговых и рыболовецких судов в Белое море днем без сопровождения, поодиночке и с разными интервалами, а неприятельскую авиацию отвлечь налетами на ее аэродромы. В результате нестандартного решения все суда достигли цели благополучно. Позднее Головко писал: "Расчет оказался верным. Риск был необходим, целесообразен и потому оправдан. Теперь можно сказать: еще одно столкновение умов в войне на море здесь, в Заполярье, выиграно нами".

   29 июня гитлеровцы перешли в наступление на суше и оттеснили немногочисленные силы 14-й армии. Вопросы поддержки армий стали важнейшими для командующего флотом, ибо наступление угрожало главной базе флота. Еще до получения приказа из Москвы Головко выслал эсминцы для артиллерийской поддержки войск; хотя и мог их прикрыть с воздуха лишь 6 истребителями. Корабли вели огонь, пока их не атаковали до 40 пикирующих бомбардировщиков, и только туман позволил уйти. Катер старшего лейтенанта И. А. Кроля, посланный за оставленной на берегу корректировочной группой, подвергся атаке 18 бомбардировщиков. Катер лишился управления, вышли из строя два двигателя, но лихой моряк на третьем двигателе продолжал маневрировать, уклоняясь от бомб, и благополучно вернулся. Для Головко все это являлось признаком высокого духа моряков, не сломленных первыми успехами противника.

   Благодаря тому, что один из полков 14-й армии удержал позицию на горном хребте Мусту-Тунтури, немцам не удалось прорваться к Мурманску. В дальнейшем эта позиция была передана флоту, и моряки обороняли Северный оборонительный район 3 года. Флоту пришлось сформировать и срочно отправить на фронт отряды из корабельных специалистов, ибо морской пехотой он не располагал. Добровольцев хватало. Моряки из-за лихой храбрости и отсутствия подготовки несли большие потери, не желая переползать и атакуя в рост. Они вызывали страх у противника своим неудержимым натиском и служили не только боевой, но и моральной поддержкой солдатам; создали перелой в настроении обороняющихся. Перелому ситуации способствовали и высаженные флотом дерзкие тактические десанты моряков. В результате наступление было остановлено.

   Обезопасив базу с суши, флот продолжил повседневную деятельность, организуя и охраняя перевозки, борьбу на неприятельских коммуникациях и подобные традиционные действия.



назад 1 страница из 3 страниц вперёд
на главную

Используются технологии uCoz